3akkorda 2019-08-24

Выбор мультимедийной акустической системы

Выбор хорошей мультимедийной акустической системы — трудоёмкий процесс, требующий вдумчивых, последовательных действий. На выбор влияют многие аспекты, например —

  • музыкальные предпочтения хозяина,
  • условия, в которых она будет работать (площадь помещения и место установки)
  • и другие.

Все эти данные помогут выбрать подходящие для вас характеристики АС:

  • мощность,
  • амплитудно-частотная характеристика,
  • исполнение,
  • дизайн.

Либо, когда вы будете выбирать профессиональные акустические системы для дискотек и клубов, обратитесь к консультантам, которые на основе ваших пожеланий подберут оптимальный вариант.

Конечно, это все так, но… Обычно, когда дело доходит до покупки конкретной системы, встает другой вопрос — а зачем, собственно, совместно с компьютером использовать хорошую дорогую систему? Это же так, для развлечения. Вот поэтому выбор зачастую падает на акустические системы низших классов — простые безликие колоночки в количестве двух штук, или, максимум, слабомощный и малогабаритный набор 2.1.

Характеристики таких систем порой удручают. Звук часто как из трубы, глухой, присутствуют посторонние призвуки (дребезг, шуршание), узкий или сдвинутый в ВЧ частотный диапазон, отсутствие в системах 2.0 басов.

Можно ли улучшить акустическую систему?

Но, оказывается, что даже такие акустические системы могут работать намного лучше. И сделать это не так трудно.

Конечно, кардинально изменять звучание этих АС нет смысла. Во-первых, их потенциал не так высок, проще купить систему по дороже, во-вторых, что бы попытаться улучшить звучание системы придется полностью переделывать, проще изготовить акустику самостоятельно.

Конечно, опытные радиолюбители-звукотехники с легкостью переделают любую акустическую систему, внесут изменение как в оформление, так и в электронную «начинку». Но такой подход приемлет разве только для фанатиков. Конечно — замена деталей фильтров, штатных динамических головок, изменение конструкции корпусов — для неподготовленного человека задачи практически невыполнимые и бессмысленные.

Однако, даже не имея обширных познаний в звукотехнике, можно модернизировать простую акустическую систему, улучшить ее характеристики, причем без особо крупных затрат.

Улучшаем АС

Итак, имеется материал для работы, неважно какая это будет система — 2.0 или 2.1, с пластмассовыми ли корпусами или деревянными — применяемые методы одинаковы.

Первое, что нужно сделать — послушать колонки на больших уровнях громкости. Это необходимо для выявления посторонних призвуков, излучаемых корпусом и внутренними элементами колонки. Самое распространенное явление — дребезжание стенок корпуса, так же нередко встречается дребезжание проводов внутри колонок. Но главное не перепутать искажения, вносимые перегруженными динамиками (хрип, дребезжание, неразборчивость звука) с реально посторонними звуками. Во время этих испытаний необходимо определить и локализовать источники призвуков. Но это, к сожалению, часто невозможно, иногда резонирует весь корпус пластмассовых колонок.

Затем надо разобрать колонки и посмотреть что внутри. Результат будет ожидаем — внутри ничего нет, только голые стенки и динамики. И это плохо.

Если не слишком глубоко вдаваться в теорию, то можно просто сказать, что гладкие голые внутренние поверхности корпуса плохо сказываются на качестве звуковоспроизведения. Это происходит по нескольким причинам, основная из которых — стоячие волны.
Если длина звуковой волны равна или кратна расстоянию между стенками корпуса, то она как бы останавливается — возникают статичные уплотнения и разряжения воздуха. В уплотнениях сила звука повышается, в разряжениях уменьшается. Уплотнения звука «любят» собираться именно у стенок, что приводит к резонансу и стенки начинают дребезжать.

Отсюда вытекает первое из решений — необходимо что-то делать или со стенками, или со стоячими волнами. А лучше решать сразу обе проблемы.

Уменьшить резонирующую способность стенок не трудно, если применить ребра жесткости. Это могут быть деревянные или пластмассовые накладки, приклеиваемые к стенкам, или тонкие распорки, установленные между противоположными стенками.

После решения вопроса с жесткостью надо решить вопрос с герметичностью корпуса. Это — одна из важнейших проблем.
Основная задача корпуса акустической системы заключается в устранении акустического короткого замыкания. Поэтому корпус и должен быть герметичен, не должно быть щелей между стенками корпуса, между динамиком и корпусом, вводы проводов так же должны быть загерметизированы. Проще всего это сделать при помощи герметика или, на крайний случай, пластилином, но он менее удобен.

Тут может возникнуть некоторое затруднение. АС может оказаться фазоинвертором — на одной из его сторон имеется отверстие с короткой трубой. Если система более высокого класса, то лучше все оставить как есть, но чаще всего это просто элемент декора и этот порт можно смело заделывать, что чаще всего приводит к улучшению звучания.

Так же не стоит трогать порт фазоинвертора сабвуферов. Из-за особенностей массового производства чаще всего фазоинверторы настроены не очень четко и качественно, но менять конструкцию без подготовки не стоит. Как постройка, так и настройка АС с фазоинвертором достаточно сложно, часто даже профессионалы не с первого раза справляются с этой задачей.

После герметизации необходимо уменьшить влияние стоячих волн. Этот вопрос решается достаточно легко— надо лишь обклеить внутренние поверхности корпуса звукопоглощающим материалом. Идеально для этого подходит войлок (материал из которого делают валенки), но можно использовать применяемые в строительстве листовые или рулонные материалы небольшой (3 — 5 мм) толщины.
В сабвуферах, построенных по схеме полосового резонатора, обклеивать нужно стенки той камеры, в которой находится магнитная система головки, что бы не ухудшить ситуацию, переднюю камеру лучше оставить без изменений.

Последним этапом доработки АС является заполнение корпуса рыхлым звукопоглощающим материалом — синтепоном или, что лучше, ватой. Это, во первых, так же снижает вероятность возникновения стоячих волн, а, во-вторых, увеличивает отдачу системы на нижних воспроизводимых частотах. Проще говоря, позволяет сделать более мощный и насыщенный бас.

Как вата может повлиять на воспроизведение баса? В этом вопросе до сих пор не все ясно и не все просто. Звукопоглощающий материал демпфирует головку, то есть гасит колебания (конечно не совсем, но снижает их до приемлемого уровня) диффузора на основной резонансной частоте, обычно находящейся в низкочастотной области. Понятно, что воспроизведение частот, лежащих рядом с резонансной, качественно улучшается. Субъективно это воспринимается как более мощный бас.

Но заполнение корпуса ватой необходимо проводить осторожно, не забивать его плотно, а опытным путем найти ту плотность, при которой улучшение наиболее заметно.

После проведения этих нехитрых операций, не требующих значительных затрат и познаний в звукотехнике, даже самая простенькая компьютерная акустика заиграет лучше. Пропадут некоторые искажения, появятся нижние частоты, сам звук станет приятнее. Система будет звучать «дороже» чем она стоит на самом деле.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Информация для правообладателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.